Более подробно (кому интересно) - в маленкой повести.
P.S. Писать было не лень, ибо писал недолго. Скажу скромно - немного владею слепым набором по Шахиджаняну
Спойлер
Маленькая повесть.
Введение.
Дело было так: организовали у нас круглосуточную зону самообслуживания. Это бывший проходной тамбур в центральном офисе банка.
Перетащили туда киоск (он же ИТТ) и один новенький NCR 6632.
Перетаскивали, естественно, ни кто иные, как мы, инженегры по картам, плюс водила, охранник, и инспектор по хоз.части. Но щас не об этом.
Банкомат и киоск, ессесно, надо прикрутить, а бесперебойник банкомата - куда-то спрятать.
Решили воспользоваться методикой уважаемого местного форумянина - немного манипуляций с электрическими проводами/разъемами - и ИБП будет внутри.
Никто не упрет, не запинает, пивом и прочими биологическими жидкостями - не зальет...
...А в это время - работы другой было полно, плюс банкоматы резко решили ломаться. И коллега опытный - в отпуске.
Короче, решили это дело доверить молодому. Новый сотрудник, уже 4 месяца отработал, много прочитал, много увидел, кое-что потрогал.
Дал я ему методику по "убиранию ИБП вовнутрь" - с фотками, с описанием - все наглядно и понятно, спасибо автору.
Но не тут-то было. Прихожу я в конце дня - а молодой, вместо соединений электропроводов под болт в клеммах сетевого фильтра (ака Пилота), лепит какие-то скрутки. Причем, кабелем разного сечения - 0,5 квадратов скрутил с 0,75. В принципе - медь, один хрен. Но скрутки...
"А я, - говорит, другого кабеля не нашел. А сетевой фильтр не смог разобрать, чтоб провод внутрь в клеммы под болт".
...Че там кабель искать - все шкафы им завалены. А фильтр - на обычных винтах М3 под крестовую отвертку.
Ну, думаю, ладно. Должны быть самостоятельные подвиги у молодых, и скрутки сойдут.
Но в глубине души насторожился, думаю - что дальше.
Часть 1. Пыль
Проходит рабочий день.
На следующий день молодой дает команду кассирам - "Грузите банкомат".
Те грузят. Звонят мне - "Банкомат не загружается, пишет: Ошибка подъема лифтов диспенсера".
...Как, честно говоря, аеала эта ошибка. Не могут что ли СКС-овцы заменить ее на что-то типа "Аппаратный сбой, требуется вмешательство сервисного инженера"?
Про лифты совсем недавно узнал - из видеороликов, идущих с APTRA. Это пик-модули без кассет. Деньги
Опять же, отвлекся, едем дальше.
Прихожу на следующий день к банкомату - сброс из TellMe не делается. Захожу в APTRA. Ошибка "CE Required", которая ни о чем не говорит. Тест диспенсера (движение ремней презентера, шум главного мотора) - даже не начинается.
В HWR-журналы TellMe реальные M-status/M-data ошибки предательски не попали...
Опять пришлось уехать по другим вопросам. Прошу молодого - посмотри пыль на датчиках/ремнях.
Молодой отзванивается - реально пыли дохрена.
Ё-мое... Откуда? Всего-то перетащили банкомат на три метра, плюс перекинули через два порога.
Оказалось, работник-хозяйственник банкомат прикручивал - сверлил перфоратором бетонный пол, пыль цементная во все стороны летела. Попала аж в чековый принтер.
Ну, думаю, моя недоработка - не сказал молодому накрыть диспенсер чем-нить.
Опять же - а где у человека оперативная смекалка? Про то, что диспенсер работает, опираясь на туеву хучу датчиков, молодой прекрасно знал.
И если бы аналогичные работы делались у него дома, а рядом стоял бы дорогой LED-телевизор/DVD плеер/да все что угодно - убрал бы подальше или накрыл покрывалом бы в первую очередь.
Но это дома - на работе оборудование беречь не надо, у банка денег много, купит другое...
Отчистил молодой все, что мог - пол сейфа, ремни, датчики.
Таким образом, прошел второй день. Народ (в лице руководства) начал нервничать - банкомат стоит, млять, два дня, а ты хрен пойми где катаешься.
Как говаривал Шариков, "Довольно обидные ваши слова, профессор"...
На третий день, то бишь сегодня, отбросив нахрен все второстепенное, занялись вместе с молодым реанимацией банкомата.
Проверю-ка, думаю, как молодой пыль оттер - тиранул ремни влажной салфеткой - пыль есть. Ну, ладно, думаю, боялся ремни порвать, тер нежно, как девушку по щеке на втором свидании.
Отчистили еще раз все датчики, продули пылесосом и клизмой. П-датчики возле тайминг-дисков главного транспорта и презентера - аккуратно снимали и прочищали изнутри.
Почистили присоски, резиновые ролики в пик-модулях оттерли от краски, проверили D-зазоры, синхронизацию 1-2-3-4.
Короче, весь комплекс профилактических мероприятий.
Заодно - убрали нахрен все скрутки, перекрутили кабели на клеммы/разъемы.
Часть 2. ...А включаешь - не работает
Перезагружаем комп банкомата, заходим в APTRA. Та же песня - CE Required.
Вспомнился Жванецкий: "...модернизировали, подхватили, перестроились, внедрили новый коэффициент, а включаешь - не работает. ... научные исследования удовлетворяют самым высоким требованиям. А включаешь - не работает."
Решили тогда действовать по-жесткому - воспользовались инженерной дискетой с сайта, пролили рег-файл.
Запустили APTRA (уже писалось где-то - на 6632 дискета после проливки рег-файла отлично работает).
В логах ошибок устройств находим реальную причину сбоя диспенсера - M-Status: 16 Main transport timing disk did not operate correctly or the main AC motor failed (диск синхронизации главного транспорта работает некорректно, либо сбой главного двигателя переменного тока). M-data пропускаю...
Заодно, решили проверить отработку датчикв в APTRA (видел, как это делал когда-то сервисный инженер NCR-Хендз). Закрывали бумажкой датчики на зацикленном тесте, смотрели, как нолики меняются на единичку и наоборот.
Т.о, убедились, что все датчики работают и не грязные.
Рабочий день плавно катится к вечеру, все уже надоело.
Звоню не менее уважаемому форумянину, бывшему сотруднику ООО "Джитек" - "ЧО ДЕЛАТЬ?"
M-status/M-data продиктовал.
Тот отвечает: "А вот такой тупой вопрос - 220 вольт приходит на главный двигатель диспенсера? Проверь мультиметром".
И тут весь кубик-рубика собирается в голове - молодой же, блин, переделывал электричество, убирал ИБП внутрь банкомата.
Поблагодарил от всей души коллегу за помощь.
Cтали смотреть - как молодой подключил ИБП (по простоте душевной и глубокому доверию, это дело изначально не проверилось)
А молодой сделал элементарно - провод, идущий от сети в верхнюю часть банкомата (под выдвижную полку с панелью ННТ), соединил с ИБП через разъемы папа-мама (запитал ИБП). А второй отсоединенный конец - идущий в сетевой фильтр (в глубине, за компом), который питает собственно компьютер, диспенсер и прочее - соединять с выходом ИБП не стал - а нахрена?
Зато воткнул выход ИБП непосредственно в фильтр. Это все равно, что сетевой фильтр воткнуть не в розетку, а из розетки взять кабель 220 В с двумя вилками на концах - один конец в розетку, другой - в сетевой фильтр.
Работать, в принципе, будет - шины один хрен общие.
Только вот вопрос - зачем козе баян?
Также молодой "не забыл" при этом отключить разъем кабеля, питающего главный мотор диспенсера (из фильтра, что наверху, за компьютером).
Часть 3. Загрузили.
Соединили мы по электрической части все по-правильному, проверили, включили - тест диспенсера пошел, главный мотор зашумел.
"Музыка для души". Банкоматный реп
Кассеты с деньгами уже были готовы, в 18:50 (а танцевали с бубном часов с 11) - банкомат успешно загрузили и запустили.
Эпилог.
Молодому было сделано небольшое внушение, мол, задание было простое, надо было просто тщательно подготовиться и делать аккуратно.
Но задним умом понимаешь - молодой-то ни в чем не виноват.
Сам работаю в Сбере с 2006 года. И в течение двух лет, раза три в год - обязательно был какой-нибудь семинар, тестирование, обучение.
Куда все это ушло?
Так то все понятно - экономия на командировочных, гостиницах. Ибо "нехер в рабочее время по тербанкам кататься"...
Но как новичкам повышать квалификацию? В институтах на "инженеров по обслуживанию банкоматов Сбербанка" - не обучают.
А штатным инженеграм, нагруженным работой по самую кепку - рассказывать и показывать молодым все от А до Я - просто некогда, хочется еще и домой к вечеру появиться.
Даешь человеку более-менее адекватные Сберовские регламенты, потом толковые мануалы. А человек один черт понял очень мало - ибо, пока руками не потрогаешь, в голове не останется.
Сбер в лице руководства держит курс на аутсорсинг, дескать, аутсорсеры - это охренительно грамотные спецы, которые за минимальную оплату вывезут всю работу, которые штатные инженера делать не успевают.
И ко дню Сбербанка аутсорсеры обойдутся без кружек, курток, шарфиков и внеочередной премии.
Ну ну...
Жизнь длинная.