Спойлер
По данным портала Finanz.ru, банк «Авангард» заблокировал около 3500 карт, получив предупреждение от Ассоциации Участников MasterCard о картах, скомпрометированных при покупке железнодорожных билетов. Заместитель председателя правления Транскапиталбанка Евгений Ивановский сообщил, что по той же причине кредитная организация заблокировала около сотни карт.
Директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексей Голенищев также подтвердил, что проблема с утечкой данных на сайте РЖД была, а опубликованные в интернете данные скомпрометированных карт не были ложными. Пострадало несколько тысяч клиентов банка. Впрочем, банк не стал полностью блокировать и перевыпускать карты, а лишь ограничил их функционал, запретив по ним операции в интернете без ввода одноразовых паролей (то есть без формата 3DSecure).
О блокировке карт сообщили также екатеринбургский банк «Кольцо Урала», Рокетбанк (финансовый сервис, карты для которого эмитирует Интеркоммерцбанк), да и сам ВТБ24, перевыпустивший для своих клиентов около 1000 карт.
Ошибка программиста
Информация об утечке данных о картах 200 000 человек, покупавших билеты на поезд на сайте РЖД, появилась в апреле. 14 апреля был запущен сайт sos-rzd.com, анонимные создатели которого утверждали, что из-за ошибки в протоколе шифрования данных информацией о картах могли завладеть злоумышленники.
За неделю до этого хакеры обнаружили уязвимость в криптографической библиотеке OpenSSL, используемой для шифрования данных, в том числе, при оплате картами через интернет. Протокол OpenSSL позволял шифровать трафик, используя систему открытых и секретных ключей, с помощью которых можно было сначала зашифровать информацию, а потом расшифровать. Однако из-за ошибки механизмы шифрования соединений не работали. «Мы наблюдаем, вероятно, одну из самых значительных брешей в защите информации за всю историю», - писали тогда специалисты «Лаборатории Касперского» в корпоративном блоге.
Под угрозой оказались пароли пользователей, данные кредитных карт и другая конфиденциальная информация посетителей огромного количества сайтов - «Яндекса», Google, Facebook и миллионов других. Сразу же после публичного сообщения о баге компании начали закрывать «дыры».
Брешь в бронепоезде
В отличие от остальных, РЖД и ВТБ24 на решение проблемы потребовалась целая неделя, утверждают создатели sos-rzd.com. Из-за этого более 200 000 карт клиентов компании было скомпроментировано. Произошло это благодаря одному из пользователей сайта РЖД, который, пытаясь купить билет, смог получить данные карт других покупателей на шлюзе ВТБ24 и написал об этом на habrahabr.ru. Затем в качестве доказательства анонимные хакеры выложили данные 10 000 карт, которые им удалось собрать за один день.
В РЖД и ВТБ24 информацию о компроментации карт тогда решительно опровергли - и продолжают делать это до сих пор. «Данные клиентов не хранятся на сайте РЖД, поэтому никакой утечки быть не могло», - ответила пресс-служба РЖД на запрос Finanz.ru. Неофициально представители госкомпании советуют обращаться с вопросами в ВТБ24, так как именно он проводил все транзакции. А в банке по-прежнему отказываются признавать утечку данных: «Еще раз подтверждаем, что через узлы сети ВТБ24 утечки клиентской информации не было». Банк рекомендует обращаться за разъяснениями в правоохранительные органы.
Представитель ВТБ24, просивший не упоминать его имени, рассказал лишь, что банк также воспользовался сайтом sos-rzd.com и заблокировал карты, данные о которых ему удалось там обнаружить. «Источниками утечки данных мы не занимаемся, это не к нам», - заявил он.
В компаниях Visa и MasterCard комментарии получить не удалось.
Александра Краснова, Finanz.ru, Дмитрий Филонов, Forbes.ru
Директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексей Голенищев также подтвердил, что проблема с утечкой данных на сайте РЖД была, а опубликованные в интернете данные скомпрометированных карт не были ложными. Пострадало несколько тысяч клиентов банка. Впрочем, банк не стал полностью блокировать и перевыпускать карты, а лишь ограничил их функционал, запретив по ним операции в интернете без ввода одноразовых паролей (то есть без формата 3DSecure).
О блокировке карт сообщили также екатеринбургский банк «Кольцо Урала», Рокетбанк (финансовый сервис, карты для которого эмитирует Интеркоммерцбанк), да и сам ВТБ24, перевыпустивший для своих клиентов около 1000 карт.
Ошибка программиста
Информация об утечке данных о картах 200 000 человек, покупавших билеты на поезд на сайте РЖД, появилась в апреле. 14 апреля был запущен сайт sos-rzd.com, анонимные создатели которого утверждали, что из-за ошибки в протоколе шифрования данных информацией о картах могли завладеть злоумышленники.
За неделю до этого хакеры обнаружили уязвимость в криптографической библиотеке OpenSSL, используемой для шифрования данных, в том числе, при оплате картами через интернет. Протокол OpenSSL позволял шифровать трафик, используя систему открытых и секретных ключей, с помощью которых можно было сначала зашифровать информацию, а потом расшифровать. Однако из-за ошибки механизмы шифрования соединений не работали. «Мы наблюдаем, вероятно, одну из самых значительных брешей в защите информации за всю историю», - писали тогда специалисты «Лаборатории Касперского» в корпоративном блоге.
Под угрозой оказались пароли пользователей, данные кредитных карт и другая конфиденциальная информация посетителей огромного количества сайтов - «Яндекса», Google, Facebook и миллионов других. Сразу же после публичного сообщения о баге компании начали закрывать «дыры».
Брешь в бронепоезде
В отличие от остальных, РЖД и ВТБ24 на решение проблемы потребовалась целая неделя, утверждают создатели sos-rzd.com. Из-за этого более 200 000 карт клиентов компании было скомпроментировано. Произошло это благодаря одному из пользователей сайта РЖД, который, пытаясь купить билет, смог получить данные карт других покупателей на шлюзе ВТБ24 и написал об этом на habrahabr.ru. Затем в качестве доказательства анонимные хакеры выложили данные 10 000 карт, которые им удалось собрать за один день.
В РЖД и ВТБ24 информацию о компроментации карт тогда решительно опровергли - и продолжают делать это до сих пор. «Данные клиентов не хранятся на сайте РЖД, поэтому никакой утечки быть не могло», - ответила пресс-служба РЖД на запрос Finanz.ru. Неофициально представители госкомпании советуют обращаться с вопросами в ВТБ24, так как именно он проводил все транзакции. А в банке по-прежнему отказываются признавать утечку данных: «Еще раз подтверждаем, что через узлы сети ВТБ24 утечки клиентской информации не было». Банк рекомендует обращаться за разъяснениями в правоохранительные органы.
Представитель ВТБ24, просивший не упоминать его имени, рассказал лишь, что банк также воспользовался сайтом sos-rzd.com и заблокировал карты, данные о которых ему удалось там обнаружить. «Источниками утечки данных мы не занимаемся, это не к нам», - заявил он.
В компаниях Visa и MasterCard комментарии получить не удалось.
Александра Краснова, Finanz.ru, Дмитрий Филонов, Forbes.ru
Я как раз билет покупал в этом промежутке, что идти в банк, чтобы карту перевыпускали?